Биография Поль ЭлюарВ
1919 примкнул к дадаизму. В сборниках "Животные и их люди, люди и их
животные" (1920) и "Примеры" (1921) немало загадочных, заумных стихов. В
конце 1924 вкупе с А. Бретоном, Л. Арагоном и др. возглавил группу
сюрреалистов; не целиком разделяя их платформу, примыкал к сюрреалистам
до 1938. Творчество Элюара всё больше наполнялось демократическим
содержанием, ему был во многом чужд сюрреалистский "бунт" супротив
разума, языка, культурного наследия. В интимной и философской лирике
20-30-х гг. (сб-ки "Град скорби", 1926; "Сама жизнь", 1932, и др.) Элюар
стремится осмыслить действительность в духе утопические мечты о
всесильном человеке-чудотворце. В 1936 выступил супротив франкистского
мятежа в Испании. В 1939 мобилизован; вернувшись в оккупированный Париж,
писал патриотические вирши (сб. "Открытая книжка I, 1938-1940", 1940;
"На нижних склонах", 1942; "Открытая книжка II", 1942). Вступив в
компартию, активно работал в подпольной печати.
Стихотворение "Свобода" из книги Элюара "Поэзия и истина 1942 года"
(1942) стало поэтическим знаменем Сопротивления. В сборниках "Лицом к
лицу с немцами" (1942-45) и "Достойные жить" (1944) гражданская лирика
неотделима от лирики любовной. После войны Элюар участвовал в движении
борцов за мир. В сборниках "Посвящение" (1950), "Смочь всё сказать" и
"Феникс" (оба 1951) развиваются темы любви, братства, утверждается
гражданская точка зрения поэта.
В 1951 совместно с П. Пикассо выпустил сборник "Лик всеобщего мира".
Дважды (1950 и 1952) приезжал в СССР. Международная премия Мира (1953).
|