Биография Екатерина Алексеевна АвдееваПисать
начала поздненько. Первый работа Авдеевой «Записки и замечания о
Сибири. С приложением старинных русских песен» (М., 1837) отмечен
наблюдательностью, знанием патриархального народного и купеческого быта,
ясностью и выразительностью языка, — дал основание величать Авдееву
первой сибирской писательницей. Этнографический нрав носят и ее «Записки
о старом и новом
русском быте» (СПб., 1842) с предисловием Н. Полевого, приподнято
ценившего персона сестры и признававшего за ней несомненные литературные
способности; «Записки» состоят из очерков, частично опубликованных в
журналах «Дерпт и окрестности», «Воспоминания о Курске», «Одесса»,
«Иркутск», «Заметки о близкий старине». В обеих книгах русские обычаи
(обряды свадеб, похорон, крестин, поминок), нравы, суеверия и
предрассудки, быта описаны Авдеевой живо и в деталях, с пристальным интересом к их
национальным истокам, с нередкими сравнительными областническими
параллелями.
Разделяемое с Н. Полевым убеждение в необходимости сохранения
коренных начал национальной жизни привело Авдееву к созданию первых в
России крайне популярных хозяйственных книг: «Ручная книжка русской
опытной хозяйки…» (СПб., 1842; 11-е изд. СПб., 1877), «
поваренная книга» (СПб., 1846; 9-е изд. СПб., 1871), «Полная
хозяйственная книга… с прибавлением домашнего лечебника и домашнего
секретаря» (ч. 2—4, СПб., 1851) и др., одушевленных мыслью о
благоустроенном быте среднего сословия русского общества. Особую образ
отводила Авдеева следованию традициям русской национальной кухни,
«извлеченной опытом столетий» и оправданной «местностью, климатом,
образом жизни» (предисловие к «Ручной книге…» 4-е изд. СПб., 1844).
Недостатки женского образования в России, носящего, по ее мнению,
кастовый нрав, она пытается восполнить своеобразной демократической
наукой домоводства, основанной на идеале патриархальной семьи. Авдеева
создает своего рода энциклопедию практических советов и рекомендаций на
все случаи жизни; ее сочинения «в хозяйственном быту сделались
необходимыми без малого как хлеб и соль».
Авдеевой принадлежит заслуга отбора и литературной записи вошедших в
фонд детской классики русских народных сказок «Волк и коза», «Колобок»,
«Кот, лиса и петух», «Волк и лиса» и др., которые со времени выхода ее
книги «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею
Степановною Черепьевою» (СПб., 1844; 8-е изд. СПб., 1881) и до
настоящего времени — непременная количество начального детского чтения;
сказки Авдеевой — «первая подлинная запись из уст народа» (В. Пропп). А.
Н. Афанасьев использовал сказки Авдеевой в своих выпусках «Народных
русских сказок» (вып. 1—8, М., 1855—63).
Авдеевой подготовлен «Русский песенник, или Собрание любимейших песен, романсов и водевильных куплетов известных писателей»
|