Биография Виктор Михайлович ВаснецовБыл
членом «Товарищества передвижников». Молодой Васнецов всецело следовал
традициям передвижнического бытописания, – таковы его образы обедневшей
старой четы, перебирающейся «с квартиры на квартиру» (в одноименной
картине 1876, Третьяковская галерея), либо припозднившихся картежников
(Преферанс, 1879, там же).
С годами его все больше увлекают поиски национально-исторической
самобытности в искусстве, – те поиски, что приводят к рождению особого
«русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Васнецов
совсем преобразует российский исторический жанр, погружая мотивы
Средневековья в волнующую атмосферу поэтической легенды или сказки; хотя
вообще-то, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших
полотен. Среди этих живописных былин и сказок – картины Витязь на
распутье (1878, Русский музей, Петербург), После побоища Игоря
Святославича с половцами (по мотивам Слова о полку Игореве, 1880),
Аленушка (1881), Три богатыря (1881–1898), Царь Иван Васильевич Грозный
(1897; все картины – в Третьяковской галерее). Некоторые из этих
произведений (к примеру, Три царевны подземного царства, 1881, там же)
представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно,
переносящие зрителя в мир грез. Тот же мир оживал в новаторских
театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки
А.Н.Островского Снегурочка на домашней сцене С.И.Мамонтова в Абрамцево
(1881–1882) и одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова в Московской
частной русской опере С.И.Мамонтова (1885). Принципы «русского стиля»
мастер развивал ещё в области архитектуры и дизайна:
по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были
возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих
ножках (1883), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого
князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской
власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и
фасад Третьяковской галереи (1906).
Своей хмурой экспрессией впечатляет панно Каменный столетний период
(1883–1885), исполненное художником для Исторического музея. Самым же
значительным его монументально-декоративным свершением явились росписи
киевского Владимирского собора (1885–1896); в них Васнецов стремился
обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало.
Ужасы революционного террора толкают художника в лагерь крайних
консерваторов: после этого 1905 он примыкает к «Союзу русского народа»,
оформляя своими славянскими орнаментами издания «союзников». Живописные
аллегории Царевна-Лягушка (1901–1918) и Бой Добрыни Никитича со Змеем
Горынычем (1913–1918; обе работы – в его Дом-музее) выражают его
нерадостные раздумья по поводу текущей политики.
|