Получив
малую серебряную медаль за эскиз "Избиение женихов Пенелопы" и похвалу
академии за композицию, Верещагин, не окончив курса, уехал заграницу. В
Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством
французского художника Жерома. Возвратившись из-за границы, он
отправился на Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование в
одном из женских учебных заведений. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с
Кавказа, были попозже напечатаны во французских журналах "Le Tour de
Monde" и в русском "Всемирном Путешественнике"; некоторые из них были на
академической экспозиции 1867 г. Они имеют роль только этнографическое.
В 1864 г. Верещагин был на Дунае и далее вновь посетил Кавказ; приехав в
1865 г. в Петербург, он просил академию выдать ему подтверждение в том,
что он награжден серебряной медалью и что он путешествовал по Кавказу и
Закавказскому краю с художественной целью - что и было сделано. В 1865
г. он вновь отправился в Париж и пробыл там единый год, выставил в
салоне 1866 г. в первый раз одну из своих картин. В 1867 г. Василий
Верещагин отправился в Туркестан, где состоял при генерал-губернаторе
Кауфмане; между прочим, он отличился в военном деле под Самаркандом, за
что и получил орден св. Георгия. Возвратившись из Туркестана, он в
третий раз поехал заграницу; частью жил в Париже, частью в Мюнхене.
Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене. Публика
особенное чуткость обратила на "После удачи", "После неудачи",
"Опиумоеды", а кроме того на фотографию с картины, уничтоженной самим
художником "Бача со своими поклонниками". Вся коллекция туркестанских
картин была выставлена В. в Лондоне, в 1873 г., и произвела сильное
ощущение. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была
выставлена задарма. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял
с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции:
"Окружили - преследуют", "Забытый" и "Вошли". Вся коллекция состоит из
121 нумера. В 1874 г. совет академии, во внимательность к его
художественным трудам, возвел В. в звание профессора, о чем Верещагин и
был уведомлен официально; но Верещагин, считая все чины и отличия в
искусстве абсолютно вредными, отказался от этого звания. Тогда совет
академии определил турнуть Верещагина из списка ее членов. В Индии
Верещагин пробыл два года, а в 1876 году поселился в Париже, где
приступил чиркать картины по этюдам, привезенным из Индии. В следующем
году Верещагин отправился на Дунай; там он состоял при Скобелеве и Гурко
и получил рану во время пребывания на миноносце лейтенанта Скрыдлова.
Затем присутствовал при Плевненской битве и во время кавалерийского
набега на Адрианополь исполнял более того пост начальника штаба. Он
объездил без малого всю Болгарию, привез в Париж огромное численность
этюдов и работал там над выполнением этих военных картин целые два года.
И в 1879 и 1880 гг. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую)
в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге.
Индийских картин всего 32, а болгарских - 13. В 1884 г. Верещагин
отправился в Палестину и Сирию, продолжая строчить этюды. Возвратившись в
Европу, он в 1885 - 88 гг. выставлял свои палестинские картины на
сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью-Йорке. Обладая
замечательным талантом (сияющий колорист), В. является решительным
приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из реальности и
если трактует их тенденциозно, то только для протеста супротив ужасов
войны. В своих картинах из Нового Завета он абсолютно порывает всякую
связь с традицией религиозной живописи. Во всяком эпизод Верещагина
запрещено не мнить одним из самых замечательных художников современной
Европы. Его выставки в России, Европе и Америке возбуждали всю дорогу
полно толков, а статьи о нем, на разных европейских языках и в том числе
на русском, без преувеличения позволительно проронить, составляют целую
литературу. Как литератор, Верещагин известен своими путешествиями и
воспоминаниями, как напр., "Заметки, очерки и воспоминания", "Поездка в
Гималаи". В журнале "Художник" Верещагин поместил в 1890 году статью по
д заглавием "Реализм", в которой выступает жарким защитником реализма в искусстве