Биография Валентин Александрович СеровСеров
чутко усвоил и навык современного ему зарубежного искусства, и уроки
мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д.Веласкеса). Жил в
Петербурге и Москве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в
1907 посетил Грецию. Наезжал в Абрамцево. Был членом «Товарищества
передвижников» и объединения «Мир искусства».
Наиболее известные из ранних произведений Серова (Девочка с
персиками, 1887; Девочка, освещенная солнцем, 1888; обе картины –
Третьяковская галерея, Москва) явились – несмотря на непритязательную
простоту мотивов – настоящими этапами в истории русского искусства.
Присущий манере мастера изысканный колоризм получил формирование у
«деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд.
Домотканово, 1888, Третьяковская галерея; Зимой, 1898, Русский музей,
Петербург; В деревне. Баба с лошадью, 1898; Стригуны на водопое.
Домотканово, 1904; обе работы – Третьяковская галерея). Впечатление
спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и оттого,
что он беспрепятственно работал в самых различных техниках (акварель,
гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между
этюдом и картиной. Равноправным видом творчества стабильно пребывал у
мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его
творчестве с 1895, когда Серов осуществил цикл зарисовок животных,
работая над иллюстрированием басен И.А.Крылова).
На рубеже 19–20 вв. Серов становится еле-еле ли не первым
портретистом России, если кому-то в этом плане и уступая, то только
одному Репину. Кажется, что лучше всего ему удаются образы
интимно-лирические, женские и детские (Н.Я.Дервиз с ребенком, 1888–1889;
Мика Морозов, 1901; оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы
людей творчества (А.Мазини, 1890; К.А.Коровин, 1891; Ф.Таманьо, 1891;
Н.А.Лесков, 1894; все – там же), где красочная импрессия, вольный мазок
отражают душевное состояние модели. Но и больше официальные, светские
портреты органично сочетают тоненький артистизм с не менее тонким даром
художника-психолога. Среди шедевров «светского» Серова – Граф
Ф.Ф.Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей;
Г.Л.Гиршман, 1907; В.О.Гиршман, 1911; И.А.Морозов, 1910; Княгиня
О.К.Орлова, 1911; все – там же). В 1900 мастер пишет портрет Николая II,
служебный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в
обычный тужурке Преображенского полка; эту картину (уничтоженную в 1917,
но сохранившуюся в авторской реплике того же года; Третьяковская
галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова.
Впрочем, на первую русскую революцию Серов откликнулся
программно-антицаристски (темпера Солдатушки, браво ребятушки…, 1905,
Русский музей; и др.). Тем не менее в его творчестве в целом возобладали
образы русской истории, исполненные мажорного, а не критического пафоса
(иллюстрации к книге Н.И.Кутепова Царская и императорская охота на
Руси, с 1900; картина Петр I, 1907, Третьяковская галерея). В портретах
мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и
гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М.Горький, 1904,
Музей А.М.Горького, Москва; М.Н.Ермолова, 1905; Ф.И.Шаляпин, уголек,
мел, 1905; оба портрета – в Третьяковской галерее; Ида Рубинштейн,
темпера, уголек, 1910, Русский музей). Он пишет декоративные
картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы;
обе картины – 1910, варианты в разных собраниях). Своей декоративной
экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы
Юдифь А.Н.Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907; эскизы занавеса к
балету Шехеразада на музыку Н.А.Римского-Корсакова – для «Русских
сезонов» С.П.Дягилева, 1910–1911).
Серов оставил о себе благодарную память и как педагог (в 1897–1909
преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в
числе его учеников были К.Ф.Юон, Н.Н.Сапунов, П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян,
К.С.Петров-Водкин).
|