Биография Карл Павлович БрюлловФото: Русское искусство
БРЮЛЛОВ, КАРЛ ПАВЛОВИЧ (1799–1852), российский художник. Родился в
обрусевшей немецкой семье в Петербурге (папа будущего мастера сам был
резчиком по дереву) 12 (23) декабря 1799. Учился в Академии художеств
(1809–1821), в частности у А.И.Иванова (отца А.А.Иванова). В 1823–1835
работал в Италии, выехав туда как «пенсионер» Общества поощрения
художеств и испытав глубокое влияние античного, одинаково как и
итальянского ренессансно-барочного искусства.
Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной негой
(Итальянский полдень, 1827, Русский музей, Петербург; Вирсавия, 1832,
Третьяковская галерея); в тот самый отрезок времени совсем формируется и
его дар рисовальщика. Он выступает и как мастер светского портрета,
превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты (Всадница (Дж. и
А.Паччини), 1832, Третьяковская галерея). Стремясь к большим
историческим темам, начинает в 1830 работу над Последним днем Помпеи
(побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного
извержением Везувия). Многофигурное трагическое полотно становится в
строй характерных для романтизма (в том числе для творчества Т.Жерико,
У.Тёрнера, Дж.Мартина) «картин-катастроф». Помпея Брюллова (завершенная в
1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России
(где о ней восторженно пишут А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен и др.),
так и за рубежом, где ее приветствуют как основополагающий немалый
международный счастливый момент русской живописной школы.
На родину в 1835 художник возвращается уже как активный классик.
Посетив по пути Грецию и Турцию, он создает единый строй поэтических
образов Восточного Средиземноморья. Обратившись по предложению Николая I
к русской истории, Брюллов пишет Осаду Пскова Стефаном Баторием
(1836–1843, Третьяковская галерея), не сумев, при всем при том же,
достигнуть (несмотря на строй ярких живописных находок в эскизах)
эпической цельности своего итальянского шедевра. Важную сферу его
творчества отныне составляют монументально-оформительские проекты, где
ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга (эскизы
росписей Пулковской обсерватории, 1839–1845; этюды и наброски ангелов и
святых для Исаакиевского собора, 1843–1848).
Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. Даже в
заказных вещах (типа Графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с
приемной дочерью А.Паччини, ок. 1842, Русский музей) феерическая
пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередность как триумф
искусства. Еще больше непринужденны, психологически-задушевны по краскам
и светотени образы людей искусства (поэта Н.В.Кукольника, 1836;
скульптора И.П.Витали, ок. 1837; баснописца И.А.Крылова, 1839; писателя и
критика А.Н.Струговщикова, 1840; все работы в Третьяковской галерее), в
том числе имеющий известность меланхолический автопортрет (1848, там
же).
Все больше слабея от болезни, с 1849 Брюллов живет с 1849 на острове
Мадейра, а с 1850 – в Италии. Умер Брюллов в местечке Мандзиана (близ
Рима) 23 июня 1852.
|