Учился
в московском училище живописи и ваяния. Его "Симонов монастырь" был
одной из лучших вещей на ученической экспозиции 1879 г. Работал Левитан в
пейзажном классе Саврасова . Картина, представленная им на звание
классного художника, не была признана достойной медали; другую картину
он представить не пожелал и в 1884 г. оставил училище. Тогда же он стал
выступать на выставках московского общества любителей художеств. В 1886
г. выставляет впервой у передвижников "Весну"; с 1888 г. принимает
постоянное участие в передвижных выставках. В 1898 г. Левитан принимает
участие в экспозиции "Русских и финляндских художников", устроенной С.
Дягилевым , в 1899 и 1900 годах в выставках "Мир Искусства". В 1898 г.
Левитан выставляет в Мюнхене на экспозиции "Secession", в 1900 г. - на
всемирной экспозиции в Париже. В 1898 г. Левитан получает звание
академика и в том же году становится преподавателем московского училища
живописи и ваяния. 22 июля 1900 г. Левитан скончался в Москве. До
окончания школы Левитан, за неимением средств, неблизко из Москвы не
уезжал и писал подмосковные пейзажи: навалом вещей написано им в
Сокольниках, в Останкине. Сойдясь с семьей А.П. Чехова , он сообща с нею
прожил лето в Бабкине, рядом Нового Иерусалима. С.И. Мамонтов доверил
ему нацарапать декорации для "Жизни за Царя" и "Русалки", благодаря чему
он мог посетить в Крыму. В последующие годы Левитан немного раз
проводил лето на Волге. В 1889 г. он побывал в Париже и познакомился с
новым европейским искусством, но на тот самый раз оно не произвело на
Левитана большого впечатления: ближе оценил он новую школу только во
время иной поездки в Париж, незадолго до смерти. Некоторое воздействие
имели на него "барбизонцы". Он сильно ценил Коро, Руссо и других. К
девяностым годам относятся лучшие произведения Левитана; как например:
"Тихая обитель", "У омута", "Над вечным покоем", "Март". Много
произведений Левитана рассеяно по частным собраниям и коллекциям. В
Третьяковской галерее: "Осенний день. Сокольники", "Туман", "На Волге",
"Осень", "После дождя", "Вечер", "Лунная ночь", "У омута", "Владимирка",
"Над вечным покоем", "Летний вечер", "Март", "Свежий ветер" и многое
другое; в Румянцевском музее в Москве - "Весна, большая вода", "Вечер" и
"У ручья"; в музее Александра III в Петрограде - "Буря - дождь",
"Ранняя весна", "Золотая осень", "Волга", "Ручей", "У берега моря",
"Сумерки", "Овраг", "Озеро", "Ночь в деревне", "Деревня осенью" и
другие. - См. И. Грабарь и С. Глаголь "Левитан"; А. Ростиславов
"Левитан"; С. Дягилев "Памяти И.И. Левитана" ("Мир Искусства", 1900, №
15 - 16); Н. Ге "И.И. Левитан" ("Жизнь", 1900, № 10); С. Вермель "И.И.
Левитан и его творчество" ("Восход", 1902); М. Нестеров "Левитан",
("Мир Искусства", 1903, № 39 - 40); К. Эрберг "Куинджи и Левитан"
("Вестник Европы", 1910, кн. VIII); С. Шопфер "Воспоминания о художнике
И.И. Левитане" ("Нива", 1908, № 4); альбом гелиогравюр "И. Левитан"
(изд. "Мир Искусства").